Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на один из основных принципов дошкольного воспитания – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Однако, в настоящее время многие родители считают первостепенной своей обязанностью развитие интеллектуальных способностей своего малыша, упуская при этом работу над воспитание души и развитие нравственных качеств ребенка.
Каждое общество имеет свою мораль. Моральный облик человека развивается в течение всей его жизни и деятельности, но основные нравственные черты формируются в детском возрасте. Именно первые годы жизни проходят главным образом под воздействием семьи. И дети, очень живо воспринимающие пример родителей, устанавливают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. Нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Слово родителей, сказка, первые книжки – все это порождает первоначальные представления о морали. Родители учат детей не только понять, но и пережить свое отношение к добру и злу. Повод для таких переживаний дают простые случаи повседневной жизни. Родители по опыту знают, что дети могут правильно оценить те или иные поступки, пережить их и в то же время дурно поступать, быть несправедливыми, проявлять эгоизм.
Необходимо, чтобы мысли и чувства соединились с опытом ребенка, воплотились в его поведение. Мало внушить ребенку, что со сверстниками нужно дружить, делиться игрушками, помогать им в трудных делах. Коллективизм и дружелюбие превратятся в нравственные качества тогда, когда помощь товарищу, желание делиться с ним станут привычным делом. Научить детей выполнять различные обязанности, содержать в порядке свои вещи, соблюдать определенный режим, уважать товарищей, взрослых – это первые шаги в нравственном воспитании. Чем старше дети, тем сложнее вопросы, которые выдвигает перед ними жизнь. Семья, весь стиль ее жизни, нравственные убеждения и чувства родителей, их отношение друг к другу, к окружающим людям, к обществу – все это самые глубокие впечатления детства. Они должны быть светлыми впечатлениями.
Будни ребенка в семье насыщены делами не менее значительными, чем у взрослых. Малыш постоянно чем-то занят. По своей природе он любознателен и деятелен. Однако, если не направить его энергию и стремление к новизне по правильному пути, то положительный заряд будет расходиться не только в полезной деятельности, но и шалостях, озорстве. Вот почему, если вы видите, что ваш сын или дочь скучает, слоняется без дела, надоедает, мешает взрослым, то в первую очередь спросите себя: «Сумел ли я наполнить детскую жизнь полезным содержанием, которое бы способствовало его правильному воспитанию и развитию».
К сожалению, организация детской жизни нередко ограничивается указаниями родителей: «Столько игрушек, а ты ничем не занимаешься!», «Здесь нельзя играть, будешь мешать!», «Сюда не клади игрушки!» и т.д.
Каким содержанием наполнить жизнь ребенка в семье, чтобы она приносила ему радость, способствовала его развитию и воспитанию?
Главным содержанием детской жизни является игра. Не считайте ее забавой. Воспитательная ее ценность неисчерпаема. Игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира. Там, где дети много и увлеченно играют, они растут более организованными, дисциплинированными. Среди некоторых родителей бытует такой взгляд на игру: «Чем бы дитя ни тешилось…». Нет, это не так. Одно дело, если ребенок отображает в игре заботливое отношение к дочке, к маме, труду людей и т.п. И совсем другое, если в той же игре дерзко разговаривает с мамой, бьет дочку, отображает семейные ссоры. Уже эти факты говорят сами за себя: игрой следует руководить. Чем меньше ребенок, тем активнее роль взрослого. Развитию игровой деятельности способствуют проигрывания вместе с ребенком различных сюжетов: «Кукле Кате пора спать. Сейчас заверну ее в одеяльце и покачаю. А теперь ты покачай ее». Пока ваша задача состоит в том, чтобы научить малыша играть самостоятельно, пользоваться игрушками бережно, убирать их на место. Чтобы приохотить ребенка к игре, нужно, прежде всего, позаботиться об игровом уголке. Выделите для него место удобное, хорошо освещенное. В уголке должен быть детский стол, стул, соответствующий росту ребенка, шкаф или полка для игрушек. В уголке должны быть игрушки, которые дети могут накладывать, прикладывать (кубики, кирпичики), открывать и закрывать (матрешки), нанизывать (пирамидки, кольца), и, конечно, необходимы игрушки для сюжетно-ролевых игр. Это куклы, кукольная мебель, посуда, сюжетные игрушки (мишки, лошадки), машины, коляски и т.п.
Ребенок должен знать, что машинам не место в кукольной комнате, а мячи и прыгалки не могут лежать на полке с книгами. Учите ребенка самому следить за порядком. Маленькие дети любят рассматривать книги с картинками. Последите, чтобы ребенок не торопился листать страницу за страницей. Малыши способны запоминать потешки и стихи. Помогите ему запомнить текст, подсказывая первое слово в строке. Чтобы у него возникло желание рассказывать, вы должны быть заинтересованными слушателями.
Воскресенье – особенный день! Ребенку радостно от того, что целый день проведет с мамой и папой. Сколько новых впечатлений от получит от прогулок за город, от экскурсии в зоопарк др. Все новые впечатления, полученные ребенком, отразятся в игре. А любая игра, любой замысел приобретает широту, если есть партнер. Помогите ребенку в этом!